Паушальный взнос и роялти во франчайзинге – что это?

паушальный взнос и роялти что это

Что такое паушальный взнос и роялти, интересует многих начинающих предпринимателей, решивших создать свой бизнес по франшизе. Эти два понятия неразрывно связаны с франчайзингом, и зачастую именно они становятся главными критериями выбора франшизы. В этой статье, мы решили рассмотреть каждый параметр подробнее, описав основные характеристики и особенности.

Роялти – что это?

Роялти во франчайзинге представляет собой денежное вознаграждение (выплаты) продавцу за пользование франшизой. По сути, предприниматель покупает уже готовый раскрученный бизнес, получает с него доход и регулярно отдает определенную долю продавцу.

Роялти виды

Выплаты за пользование франшизой чаще всего осуществляются ежемесячно и могут быть представлены разными формами:

  • Фиксированный роялти, размер которого определяется до заключения договора и прописывается в соглашении. Фиксированную сумму каждый франчайзер устанавливает самостоятельно в зависимости от востребованности бизнеса, его раскрученности, количества франчайзи и комплекса оказываемых услуг В случае, если предприниматель не уверен в своих силах и не может спрогнозировать размер будущей прибыли, фиксированный роялти считается оптимальным вариантом.
  • Роялти в виде процента с финансового оборота компании. Сегодня этот способ является самым распространенным и, зачастую, многие франчайзеры, предлагают выгодные условия сотрудничества: низкий процент, либо отсроченные выплаты, например, с 6 месяца стабильного функционирования бизнеса. Ставка по франшизе обязательно прописывается в договоре или соглашении, где она отображается вместе с периодом, по истечению которого, должны быть произведены выплаты.
  • Роялти с маржи. Данный вид роялти также как и предыдущий определяется процентной ставкой, только в этом случае процент берется с маржи. Это вариант не так распространен, как первые два, но на рынке он востребован, так как в бизнесе с наличием разных ценовых уровней роялти с маржи считается наиболее выгодным вариантом.
Как правило, в сумму роялти франчайзер закладывает оплату за дизайнерские и маркетинговые услуги, помощь в обучении предпринимателя и персонала, инфо пакеты и рекламные материалы, готовые стратегии и др. По сути, предприниматель платит роялти за то, что его бизнес по франшизе, активно развивался и эффективно работал, благодаря постоянной поддержки продавца-франчайзера.
Франчайзинг

 

Что такое паушальный взнос?

В отличие от роялти, паушальный взнос платится единоразово, в момент заключения договора с франчайзером.

Паушальный взнос представляет собой оплату за возможность открыть бизнес под раскрученным брендом, т.е. за возможность вступить в права использовать раскрученное имя компании для получения прибыли.

Размер паушального взноса определяется каждой компанией-франчайзером самостоятельно, и, как правило, он зависит от степени известности бренда и пакета услуг, которые будут представлены франчайзи (покупателю) для развития его бизнеса. Но, при этом, сумма паушального взноса адекватна предполагаемому уровню дохода от деятельности новой компании, открытой по франшизе.

В основном, в паушальный взнос продавец включает оплату за:

  • подготовку пакета документов на дочернюю компанию, открытую по франшизе;
  • анализ и мониторинг рынка;
  • обучение сотрудников;
  • использование интеллектуальной собственностью компании.
Не всегда паушальный взнос включает в себя перечисленные услуги. В некоторых случаях в него может входить только оплата первой партии продукции или товара.

Сумма паушального взноса в обязательном порядке отображается в договоре, заключенным между франчайзером и франчайзи, т.е. между продавцом и покупателем франшизы.

В бухгалтерии паушальный взнос будет отображаться как&nbsp «учет нематериальных активов», «составляющие доходов от реализации» или&nbsp «операционные доходы», так как в законодательстве не существует понятия «паушальный взнос», впрочем, как и понятия «франчайзинг».

Оформленный по договору паушальный взнос в налогообложении будет приравниваться к оплате за оказание услуг, и НДС будет начисляться на дату платежа в соответствии с суммой, прописанной в договоре.

 

Заключение

Принципы формирования паушального взноса и роялти у каждой организации свой, но для всех компаний-франчайзеров действует единые правила – адекватное соотношение суммы и возможной прибыли, которое формируется на основе детального анализа рисков и затрат. И если в начале пути развития франчайзинга, раскрученные бренда требовали высоких выплат за использование своего имени, то сегодня высокая конкуренция франшиз уравновесила ситуацию, вынудив франчайзеров предлагать условия сотрудничества выгодные для обеих сторон.